: Главная : Масоны: кто они? : О Либеральном Масонстве : О возрождении масонства в России

Вольные Каменщики 

в России


Нравственные искания После Манифеста 1905 года
Начало гонений Российские масоны сегодня

Масоны общаются с заказчикомПо преданию, первым российским масоном был царь Петр Великий, который в 1699 году во время пребывания в Англии с Великим Посольством принял посвящение от самого Кристофера Рена, а в одной с ним ложе состоял Франц Лефорт. Но никаких документов, подтверждающих это, не найдено.

 Но достоверно установлено и подтверждено документами, что в 30-е годы XVIII столетия в России существовали иностранные масонские ложи и состояли в них почти исключительно иностранцы, бывшие на российской службе. Первым "Великим Мастером для всей России" был назначен в 1731 году английский капитан Джон Филипс. 

Русская знать начала вступать в масонские ложи в конце 30-х годов, и вскоре после этого новым гроссмейстером был назначен генерал Джеймс (Яков) Кейт, также состоявший на русской службе. Именно его принято считать основателем масонства в России. 

В те годы в масонстве состояли самые известные люди, такие как граф Головин, графы Захар и Иван Чернышевы. Позднее в него вступили Роман Воронцов (отец княгини Дашковой), Голицыны, Трубецкой, а также поэт А.П.Сумароков, будущие историки князь Щербатов и Болтин и др. Но в те времена масонство было всего лишь модной иноземной забавой, ибо общество было почти лишено идейных интересов. Свидетельством этому является вступление в ложу знаменитого впоследствии масона Ивана Перфильевича Елагина, который прошел посвящение единственно из любопытства и тщеславия. 

Все изменилось во второй половине XVIII века. Кратковременное царствование Петра III, оказывавшего покровительство масонам, а затем век Екатерины с его болезненным осмыслением французских философов-энциклопедистов, появлением первой русской интеллигенции с ее напряженными духовными поисками создал благоприятную атмосферу для распространения масонских идей. 

Кружки русской интеллигенции и масонские ложи того времени возникли на одной и той же основе - осознании развращающего влияния вольтерьянства на русские умы. Все масоны того времени прошли через увлечение "вольтерьянским отрицанием" и, глубоко в нем разочаровались, нашли основу для своих духовных исканий в "проповеди масонской нравственности". С этого момента масонство в России перестает быть иноземной диковиной, обогащается духом просыпающегося национального самосознания, и поэтому может быть с уверенностью названо первым идеалистическим течением русской общественной мысли.

По оценке Н.Бердяева, духовное влияние масонства на общество в то время было огромно. "Лучшие русские люди были масонами, - пишет он в книге "Русская идея". - Первоначальная русская литература имела связь с масонством. Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России, только оно и не было навязано сверху властью". По его убеждению, именно "в масонстве произошла формация русской культурной души, оно вырабатывало нравственный идеал личности. Православие было, конечно, более глубоким влиянием на души русских людей, но в масонстве образовались культурные души петровской эпохи и противопоставлялись деспотизму власти и обскурантизму... В масонской атмосфере происходило духовное пробуждение...".

В 70-е годы в России возникают почти одновременно две мощные масонские системы - Елагинская и Циннендорфская. Обе работали в первых трех степенях т.н. "иоанновского" масонства, нацеленных на религиозно-нравственное воспитание адептов. В этих степенях русские масоны работали над приданием "дикому камню", символизирующему греховного непросвещенного человека, "совершенной кубической формы", т.е. очищением его от пороков. Они приобретали более широкие по сравнению с прежними религиозно-этические понятия, задумывались над вопросами веры и нравственности, упорно воспитывали в себе совестливых и честных людей. 

И.П.Елагин, вступивший в масонство еще в 1750 году, к этому времени успел "переболеть" вольтерьянством и стал ревностным "вольным каменщиком". Он получил от Великой Лондонской Ложи патент на учреждение новых лож, и в начале 1772 года стал Провинциальным Великим Мастером. Основанная им система лож была наиболее влиятельной, и в конце концов даже руководители Циннендорфской системы должны были испрашивать у него патент для открытия новых мастерских. И если ложи Циннендорфской системы создавались исключительно в Санкт-Петербурге, то елагинские существовали также в Москве, в Молдавии, в Польше.  

В начало текста

 

Нравственные искания

Российское масонство 70-х годов историки называют нравоучительным. С этим трудно не согласиться. Общественная полемика в литературе, сатирических журналах того времени вращается вокруг проблем личной чести, совести, порядочности, правдивости, вовсе не затрагивая более широкие вопросы. 

Но в начале 80-х годов российских "вольных каменщиков" уже перестают удовлетворять "нравственные преподаяния" трехстепенного масонства. Умы требовали новой пищи, замешанной не на вольтерьянском скептицизме, а непременно на религиозно-идеалистических идеях. А если учесть слабость развития российской критической мысли того времени, то становится понятным, почему эти поиски привели к повальному увлечению мистикой и натурфилософией. 

В эти годы появляется большая разница между тем, чем занимаются масоны двух российских столиц. В санкт-петербургских в ложах все поглощены оккультизмом; столицу посещает граф Калиостро, которого торжественно принимает в своем доме Иван Елагин. Публика валом валит на его "опыты", где он вызывает духов, тени умерших, обучает алхимии и "златоделанию". Он представляется "полковником испанской службы", но вскоре в петербургских газетах появляется заявление испанского посла о том, что никакого такого "полковника" на службе его государя на значится. Затем появляются представители кредиторов, которые разыскивают Калиостро по всей Европе. Разражается громкий скандал, граф бежит из Петербурга, и газеты долго еще едко пишут о масонах, восторженно принимавших проходимца. 

В Москве в это время масоны занимаются просветительством. Центральной фигурой здесь становится Николай Новиков - виднейший российский публицист, книгоиздатель и просветитель. Ранее он жил в Санкт-Петербурге, где служил в Измайловском полку, вышел в отставку прапорщиком, потом издавал популярные сатирические журналы "Трутень", "Живописец", "Кошелек". Перебравшись в Москву, он берет в аренду типографию Московского университета. Нет возможности перечислить все, что вышло из его типографии. Это учебники, литературные произведения, научные и философские труды, работы русских и зарубежных теологов. Большая часть этих книг никогда в России не издавалась, многие из них были впервые переведены с латинского и немецкого, причем переводчиками были студенты университета. За свою жизнь Новиков издал больше книг (не по тиражу, а по названиям!), чем было издано до него за всю историю государства Российского.  

В начало текста

 

Начало гонений

Увлечение оккультизмом и мистикой, а также постоянные метания российских вольных каменщиков, обращавшихся то к одной, то к другой масонским системам, сослужили им дурную службу. За скандалом вокруг Калиостро последовал памфлет Екатерины II "Тайна противонелепого общества", в котором можно было ощутить первые признаки приближающихся гонений. После пугачевского бунта императрица начинает с недоверием, а порой и с враждой относиться к идеям свободы личности и народного просвещения, революция во Франции лишь убеждает ее, что такого рода идеи опасны для монархии. 

В 80-е годах в Германии начинаются репрессии против тайных обществ, имевших отношение к масонству и иллюминатству. Их обвиняют в ужасных преступлениях: в стремлении низвергать троны, алтари, в отравлениях и убийствах. И хотя эти обвинения так никогда и не были доказаны, Екатерина начинает по-другому смотреть на российское масонство. 

Гонения начинаются с повышенного внимания к издательской деятельности в Москве Н.Новикова. Одновременно неудовольствие стала вызвать и благотворительная деятельность новиковского кружка, под покровительством которого строились школы, больницы. В январе 1786 года появляется указ о передаче всех частных школ и больниц Приказу общественного призрения, которому также повелевалось наблюдать за всеми учреждениями новиковского кружка. Раздача Новиковым хлеба простому народу в голодном 1687 году послужила толчком к более энергичным мерам: высочайше было запрещено печатать в светских типографиях книги, относящиеся к церковному или священному писанию, запрещена их продажа в частных лавках, наконец, последовало запрещение отдавать Новикову университетскую типографию. 

Все попытки обвинить Новикова в активности, наносящей вред Православной церкви, закончились ничем. Митрополит Платон, известный ревнитель ортодоксального православия, после бесед с Н.Новиковым писал императрице: "Я одолжаюсь по совести и сану моему донести Тебе, что молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и Тобой мне вверенной, но и во всем мире были христиане таковые, как Новиков". 

Тем не менее вскоре Новиков был арестован и допрашивался сначала в Москве, а потом был доставлен в Шлиссельбургскую крепость. Одновременно началось следствие в отношении других членов новиковского кружка, которое в Москве вел князь Прозоровский. Допросу подверглись Гамалея, Поздеев, куратор Московского университета М.М.Херасков. Следственная комиссия конфисковала и сожгла более 18000 книг. Новиков провел в Шлиссельбургской крепости 15 лет.  

Работы в масонских ложах в это время прекратились, и возобновились только по восшествии на престол императора Павла I, который в бытность Великим князем благоволил к масонам и даже был посвящен в высокие степени. На другой день после смерти Екатерины он освободил Новикова и всех, причастных к этому делу; князь Куракин, князь Репнин, Баженов, Лопухин были вызваны ко двору и щедро вознаграждены. Однако император, вопреки ожиданиям, не восстановил масонство в прежних правах. Лишь в начале царствования Александра I деятельность масонских лож была полностью легализована. Но Новиков и его последователи более не присоединялись к открыто действовавшим двум крупнейшим союзам - Великой Провинциальной Ложе и Великой Ложе Астрея.

Сам Новиков и поселившийся в его имении С.И.Гамалея много работали над созданием пятидесятитомной Герметической библиотеки, переписывая для нее наиболее важные масонские сочинения и считая своей главной задачей сохранение для последующих поколений духовного наследия масонства 70-80-х годов. 

В 1822 году масонство вновь было запрещено, однако не исчезло. Либеральные идеи, принесенные в Россию масонством и популяризировавшиеся масонами, пустили глубокие корни в умах российской интеллигенции. Они остались в произведениях выдающихся русских писателей, публицистов. Именно они пронизывали либеральное движение конца XIX века в России. 

1822 год историки считают не только годом запрета масонства в России, но и годом начала первой волны русской эмиграции. Многие из тех, кто не мог жить в обстановке реакции, покидали Россию и оседали в других странах Европы, главным образом во Франции, где вступали в ложи Великого Востока или Великой Ложи Франции. Перебравшись в страны с более либеральным режимом, они не теряли связей с друзьями и родственниками в России.

Несомненно, влияние масонства в России не исчезло, но значительно ослабло. И символично, что хватило трех лет, чтобы в общественной мысли страны возобладали идеи насильственного переустройства общества. Проповедь созидания сменилась проповедью разрушения. 

В декабре 1825 года в Санкт-Петербурге произошел мятеж на Сенатской площади. Страна, скованная крепостным правом, отягощенная абсолютной властью царя, духовным соглядатайством Синода, не могла свободно развиваться. Лишенная возможности выбора, она двинулась по пути насилия, безумных и кровавых бунтов, заговоров и террора. Революционеров-аристократов сменили революционеры-разночинцы, а их  - марксисты, поставившие террор, насилие, сознательное разрушение общества на научную основу и сделавшие это своей профессией.  

В начало текста

 

После Манифеста 1905 года

Только после октябрьского манифеста 1905 года в России вновь появилась возможность создавать общественные объединения. В 1906 году выдающийся русский ученый Максим Ковалевский, основатель и бессменный руководитель популярной в то время Русской школы в Париже, получил разрешение Великого Востока Франции на создание в России русских лож. Были открыты ложи "Возрождение" в Москве и чуть позднее - "Северная Звезда" в Санкт-Петербурге. В 1908 году "Северная Звезда" получила право самостоятельно открывать новые ложи без консультаций с Советом Великого Востока, а в 1910 году русские ложи формально отделились от французских, начав самостоятельную деятельность.

Однако обстановка, в которой действовали новые русские ложи, едва ли можно было назвать благоприятной. Все они находились под надзором полиции, поэтому не могли вести протоколы собраний и другие записи, ложи были малочисленными, связи между ними не поддерживались. В такой ситуации и речи быть не могло о нормальной, спокойной работе. Чувствуя постоянный пригляд охранки, ощущая постоянную угрозу стать орудием в чьей-то политической игре, масоны неизбежно стали политизироваться, а после отделения от Великого Востока они очень быстро отменили  основополагающие принципы братства, перестали соблюдать церемонии, ритуалы. Новое русское масонство по сути дела превратилось в секретный политический клуб, тесно связанный с кадетской партией, хотя сам лидер кадетов П.Милюков к масонству не имел никакого отношения. Связь с кадетами случайностью не была. Идеологические постулаты этой партии - конституционное правление и власть закона - в наибольшей степени подходили масонам, мечтавшим о гармоничном, рациональном устройстве общества. 

Добром это, конечно, не кончилось. Занявшиеся политикой масоны все больше и больше походили на заговорщиков; усиление шовинизма на фоне неудач России в русско-японской войне и назревавшей Первой мировой войны добавляло им флер "изменников национальной идее". Кадетская партия, несомненно, сильно выиграла от близости к масонам, которые значительно обогатили политическую программу конституционных демократов. Ведь не случайно в первом составе Временного правительства было десять масонов. Однако это уже ничего не могло изменить - умами владели идеи насильственного передела общества, носителями которых были стремительно набиравшие силу большевики и значительная часть эсеров. 

В октябре 1917 года власть перешла в руки большевиков. В подавляющем большинстве масонам пришлось покинуть Россию, однако само масонство угасло не сразу. Оно продолжало существовать через мартинистов, деятельность Б.Г.Астромова, которому даже удалось создать в 1922 году "Генеральную Ложу Астрея". В 1925 году он в обмен на терпимость властей предложил свои услуги ГПУ, что не спасло, да не могло спасти ни его самого, ни его организацию. В 1926 году и он сам, и все члены ложи (21 человек) были арестованы и отправлены в Соловецкие лагеря, что в то время было вполне закономерно - в атмосфере массового террора и идеологической цензуры масоны, всегда выступавшие за свободное развитие личности, существовать просто не могли.  

В начало текста

 

Российские масоны сегодня

На этом, однако, история масонства в России не закончилась. Едва успели пасть идеологические оковы большевизма, Вольные Каменщики вновь начали свои работы. В апреле 1991 года Великим Востоком Франции, в значительной степени сохранившим дух русского масонства, была учреждена первая в новой России ложа. Сегодня Вольные Каменщики собираются на свои работы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Архангельске. В тиши своих импровизированных храмов они продолжают издревле заповеданный им труд духовного зодчества.  

В начало текста

 


: Главная : Масоны: кто они? : О Либеральном Масонстве : О возрождении масонства в России

Хостинг от uCoz