ВСТУПЛЕНИЕ
О ты, учению мудрости новопосвященный!
Чадо добродетели и дружбы, внемли
прилежно гласу нашему. Да раскроется
душа твоя для принятия мужеских
велений истины. Мы тебе покажем путь,
ведущий к счастливой жизни. Мы тебя
научим угождать Творцу твоему и
разрешить с бодростью и успехом все
способы, Провидением тебе вверенные,
дабы сделать тебя полезным сочеловеком
и дабы вкушал ты сладость
благотворения.
В
начало текста
ОТДЕЛЕНИЕ
I
О
должностях к Богу и религии
I-е
Первая
твоя клятва принадлежит Богу. Имей
благотворение к существу исполненного
величества, действием воли своей
сотворившему вселенную и соблюдающему
оную непрерывным деянием, наполняющим
твое сердце, его же слабый предельный
разум твой ни постигнуть, ни определить
не может. Скорби о горестном
заблуждении смыкающего глаза свои
перед светом и блудящего в густом мраке
случая. Сердце твое, умягченное и
признательное отеческих благодеяний к
тебе Бога твоего, да отвергнет с
презрением оные суетные умствования,
ясно доказывающие развращение
человеческого ума, уклоняющегося от
своего источника. Возвышайся часто
душой над существами плотскими тебя
окружающими и мечи взор исполненный
желания на горние страны: они твое
наследие и истинное отечество. Принеси
Богу в жертву волю и желания твои.
Сделай себя достойным Его животворных
влияний. Соблюди законы, кои Он велел
тебе исполнить, яко человеку на земном
твоем ристалище. Угождать Богу твоему, -
се твое блаженство. Быть навеки с ним
соединенну, - се твое ревнование и
правило твоих деяний.
В
начало текста
2-е
Но
как смел бы ты стать перед Его лице,
существо слабое и виновное,
преступающее всеминутно Его законы и
оскорбляющее святость Его, ежели бы
отеческая Его благодать не даровала
тебе бесконечного обновителя?
Оставленный разума своего блужданию,
где бы ты обрел уверение будущего
утешения? Преданный правому суду Бога
твоего, куда бы ты сокрылся? воздай убо
благотворение Искупителю твоему,
повергни себя перед Словом воплощенным,
и благослови Провидение, произведшее
тебя во свет между христианами.
Исповедуй на всяком месте божественный
закон Христа Спасителя и не стыдись
никогда, что ты ему принадлежишь.
Евангелие есть основание наших
обязательств. Ежели ты ему не веришь, то
ты не каменщик. Следуй сему чистому
нравоучению, являй во всех твоих
поступках умное и деятельное
благочестие без лицемерия и лживости.
Христианство не заключается в одних
истинах умозрительных. Оживи оные
исполнением нравственных должностей, в
оном предписанных, и ты будешь счастлив,
современники благословят тебя и ты
явишься без трепета перед престол
Бесконечного.
В
начало текста
3-е
Пронзи
себя стрелой любви и сострадания. Она
есть основание святой религии сей.
Жалей о грехе без ненависти, но не гони
его. Оставь Богу единому суд; ты же
довольствуйся Люблением и Терпением.
Каменщики!
чада единого Бога! Соединенные верой в
божественного Спасителя нашего! Да
свяжут вас крепко оные узы любви и
истребят всякий предрассудок,
противоборствующий братскому нашему
согласию.
В
начало текста
ОТДЕЛЕНИЕ
II
Бессмертие
души
Человече!
Царю Мира! бывший некогда из творений
совершенное потому, что сам Бог
одушевил тебя Своим дуновением,
восчувствуй твое высокое определение,
все - что растет вокруг тебя имеет жизнь
токмо животную, исчезает со временем и
покорено власти твоей; единая твоя душа
бессмертна. Истекающая из недра самого
Бога, переживет тление и не исчезнет. Се
твое истинное титло благородства.
Чувствуй живо блаженство твое, но без
гордости - она погубила корень твой и
тебя свергнет в бездну. Существо
обезображенное! при всем твоем
первобытном и последственном
величестве, что ты перед Бесконечным?
Благотвори Его во прахе и отделяй
прилежно оное небесное и неизменяемое
начало от чуждых смешений. Обрабатывай
твою бессмертную и совершаемую душу и
твори ее способную к соединению с
чистым Источником блага, когда она
освобождаться будет от страдных паров
тленности. Сим-то образом ты будешь
свободен посреди оков, счастлив в недре
злополучия, неколебим при
свирепствующих бурях, и умрешь без
трепета!
Каменщик! Ежели ты
возможешь когда-либо усомниться о
бессмертном естестве души твоей, то
принятие будет для тебя бесполезно; ты
престанешь быть усыновленным чадом
мудрости и смешаешься в толпе существ
материальных и непросвещенных, во тьме
бродящих.
В начало
текста
ОТДЕЛЕНИЕ
III
О должности к Государю и
Отечеству
1-е
Высочайшее
Существо вверило положительнейшим
образом власть свою не земле Государю,
чти и лобызай законную власть уделом
земли, где ты обитаешь; твоя первая
клятва принадлежит Богу, вторая -
отечеству и Государю. Человек,
скитающийся по лесам без просвещения и
убегающий общества, был бы менее
способен к исполнению намерений
Провидения и к достижению всего блага,
ему предоставленного. Существо его
расширяется посреди ему подобных,
разум его укрепляется стечением
различных мнений. Но по единому
соединению произвел бы беспрерывный
бой о личной пользе и насыщении
развратных страстей и вскоре бы
невинность пала перед силой или
коварством. И так нужны были для
поступок его законы, а для сохранения
оных - начальники.
В начало
текста
2-е
Чувствительный
человек! Ты чтишь родителей своих, чти
равно с ними и отцов Государства. Они
суть особы, представляющие Божество на
земле сей. Если они ошибаются, сами они
отвечать будут перед Судьей Царей; но
твое собственное рассуждение, почасту
несправедливое, не может уволить тебя
от повиновения. Молись о их охранении.
Обнажи со рвением все способности твои
для великого блага, блага Отечества.
Ежели когда-нибудь не исполнишь ты сея
священные должности, ежели сердце твое
не будет более от радости трепетать при
нежном имени Отечества и Государя
твоего, то Каменщики извергнут тебя из
недра своего, яко противника общего
порядка, яко недостойного быть
участником в преимущественных выгодах
такого общества, которое заслуживает
доверенность и уважение Государей,
потому, что любовь к Отечеству есть
одна из главнейших его пружин и что,
ревнуя сделать лучшими Граждан,
требует оно, чтобы дети его с
величайшей отличностью по чистейшим
побуждениям исполняли Государственные
должности. Храбрейшим воином,
правосуднейшим судьей, кротчайшим
господином, вернейшим слугой,
нежнейшим отцом, постояннейшим мужем,
преданнейшим сыном должен быть
каменщик, потому, что общие и
обыкновенные обязанности Гражданина
освящены и подтверждены свободными и
произвольными каменщика обетами и что,
презря оные, он к слабости присоединить
лицемерие и клятвопреступство.
В начало
текста
ОТДЕЛЕНИЕ
IV
О должности к человеку
вообще
1-е
Но ежели
отечественный круг, открывающий тебе
столь обильный и столь удовлетворяющий
путь, не наполнить всей твоей
деятельности, ежели нежное сердце твое
пожелает упраздниться от дел
Государственных и обнять с оным
Электрическим огнем всех людей и все
народы, ежели, восходя к общему
источнику, возревнуешь лобызать нежно
всех имеющих такие же составы, такую же
в любви нужду, такое же желание быть
полезным и одну бессмертную душу как и
ты, то иди в храмы наши воскурить жертву
на жертвенник святого человечества!
Вселенная есть отечество каменщика, и
из принадлежащего человеку для него
нет ничего чуждого.
В начало
текста
2-е
Взирай с почтением
на сие величественное здание,
определенное для укрепления весьма
ослабленных союзов человечества и
нравственности. Лобызай всемирное
сообщество добродетельных душ,
способных возвеселиться,
распростертое во всех концах земного
круга, где разум и просвещение проникли,
соединенное под святое знамя
человечества и простых и единообразных
законов; восчувствуй наконец высокую
мету святого ордена нашего, посвяти
твою деятельность и всю твою жизнь
благотворению и счастью сочеловеков,
пекись непрестанно о нравственном
твоем совершенстве, соединись теснее с
Божеством. Сим-то образом облагородишь,
просветишь и укрепишь пружины твоей
великодушной решимости.
В начало
текста
ОТДЕЛЕНИЕ
V
О Благотворении
1-е
Сотворенный по
образу Бога, благоволившего явить Себя
человекам и излить на них Свою благость,
себя к Нему, бесконечному образцу,
постоянной волей, проливающей
беспрестанно на соотечественников
весь тук посильного твоего блага; все,
что разум благого постигнуть может,
есть наследие каменщика.
В начало
текста
2-е
Уважай немощную
младенца бедность: он подпоры твоей
просит. Неопытность юноши пагубна, сей
советов твоих требует; полагай счастье
твое в предупреждении угрожающих ему
заблуждений и обманов, зажги в нем
искры священного огня даров врожденных
и помоги им обнажиться для счастья
человеков.
В начало
текста
3-е
Всякое существо
страждущее и воздыхающее имеет
священное над тобою право. Берегись
когда-либо не признать оного. Не ожидай,
чтобы пронзающий вопль бедности
восклицал к тебе, предупреждай и утешая
несчастного в слабости. Не зарази
тщеславием источников воды жизненной,
в которых несчастный должен утолить
свою жажду. Не ищи награды за твое
благотворение в пустых плесках толпы
народной. Каменщик обретает оную в
нежном гласе своей совести и в
упрекающей улыбке Божества, перед
очами коего он благоговеет непрестанно.
В начало
текста
4-е
Ежели Провидение
поручит тебе или получало какой-либо
излишек, то берегись употребить оный на
пустое и беззаконное дело. Оно
благоволит, дабы ты не равное благих
разделение учинил менее
чувствительным, которое бы входило в
его планы; наслаждайся сим прекрасным
преимуществом.
В начало
текста
5-е
Да не унизит
никогда характера твоего скупость, из
страстей гнуснейшая, и да возвысится
сердце твое выше хладных и сухих счетов,
оной принуждаемых. Ежели оно когда
стремится иссушить себя при томном
оной дыхании, то побеги от наших храмов
сострадания и милосердия, они не будут
иметь для тебя привлечение и мы не
возможем более познать в тебе древний
образ Божества.
В начало
текста
6-е
Благотворение твое
да освятится религией, мудростью и
благоразумием. Сердце твое да пожелает
обнять нужды целого человечества, но
разум твой долженствует избирать
необходимое и важнейшее. Наставляй,
советуй, покровительствуй, подавай,
помогай попеременно. Не думай, что ты
довольно сделал, и не покойся от трудов
твоих, разве для того, чтобы получить
новые силы и оказать новое
соревнование.
В начало
текста
7-е
Предавшемуся тебе
сему величественному состраданию
готовится тебе неиссякновенный
сладостей источник. Ты на земле сей
предвкусишь небесное блаженство. Душа
твоя возвеселится и все часы жизни
твоей исполнятся радости.
В начало
текста
8-е
Когда же ты
почувствуешь пределы конечного твоего
естества, а душа твоя, будучи не в силах
одна столько споспешествовать благу,
сколько бы ты не желал, опечалится, то
иди во храмы наши, виждь священный
благотворения узел нас связующий и,
содействуя с живостью и по всей
возможности твоей полезным намерениям
и установлениям, тебе от общества
каменщического предлагаемым и оным в
действо производимым, возрадуйся, что
ты гражданин наилучшего света, и вкуси
сладких плодов от сил соединенных в
единой мете. Тогда твои источники
умножатся, ты поможешь сделать вместо
одного тысячу счастливых и обеты твои
увенчаются.
В начало
текста
ОТДЕЛЕНИЕ
VI
О других должностях к
ближнему
1-е
Люби ближнего
твоего, яко самого себя, и не делай ему
того, чего себе не желаешь. Храни
высокий залог, твое слово, внешний знак
твоего над естеством господства, для
вспомоществования в нуждах ближнему и
для возжигания во всех сердцах
священного огня добродетели. Будь
ласков и приветлив. Сооружай здание
твое примером своим, дели счастье
ближнего без ревности, не попускай
никогда в недре твоем зависти
зародиться на одну минуту, она возмутит
чистые источники блаженства твоего и
душа твоя будет добычей горестнейшей
фурии.
В начало
текста
2-е
Прощай врагу
твоему, осмелься ему сделать добро. Сия
великодушная жертва, предписанием
которой мы одолжены закону, доставить
тебе наиприятнейшие чувствования. Ты
будешь паки живым образом Божества,
прощающего с небесной благостью
оскорбления человека и проливающего на
него благодеяния, не взирая на
неблагодарность. Воспоминай всегда сие
великолепное торжество, какое разум
получить над чувством может, и что
каменщик забывает обиды, а благодеяния
- никогда.
В начало
текста
ОТДЕЛЕНИЕ
VII
О нравственном
совершенстве самого себя
1-е
Предавшись таким
образом благу ближнего, не забывай
твоего собственного совершенства и
радей о удовлетворении нуждам
бессмертной души твоей. Входи часто в
сердце твое, испытуй сокровеннейшие в
них силы. Познание самого себя есть
основание каменщических правил. Душа
твоя есть дикий камень, который
очистить должно. Принеси Богу в жертву
исправленные и покоренные твои страсти.
В начало
текста
2-е
Строгие и чистые
нравы да будут неразлучными
сопутниками твоими и да соделают тебя
почтенным перед глазами
непросвещенных. Да будет душа твоя
чиста, пряма и покорна. Гордость есть
опаснейший враг человека, источник
всех зол его. Не рассуждай о той точке, к
которой ты пришел, она умедлит течение
твое. Стремись к той, в которой прийти
должен. Краткое время шествия твоего
едва дает тебе надежду оной достигнуть.
Отними от самолюбия твоего опасную
пищу сравнения с теми, которые позади
тебя. Восчувствуй паче огнь
добродетельного ревнования, взирая на
совершеннейшие образцы перед тобою
находящиеся.
В начало
текста
3-е
Уста твои да не
переменяют сокровенных мыслей твоего
сердца, да будут они навсегда органом
истинным и верным. Каменщик, который
сдерет с себя чистоту и непорочность в
намерении принять личину лицемерия и
притворства, будет не достоин
пребывания с нами, и сия недоверенность
- призрак в мирных храмах наших, он
сделается вскоре для нас ужасом.
В начало
текста
4-е
Да укрепит и
поддержит тебя высокая мысль Божьей
вездесущности, обновляй на всяк день
обет твой соделаться лучшим. Бодрствуй
и молись. И когда при конце дня
довольное сердце твое помянет тебе
доброе дело, или какую-нибудь
одержанную над собой победу, то
успокойся на несколько часов,
преклонив главу твою на изголовье твое,
и потом паки облекись в новые силы.
В начало
текста
5-е
Наконец изучай
смысл иероглифов и символов, тебе
орденом предлагаемых. Сама природа не
учит без покрова всем своим таинствам.
Она требует, чтобы ее наблюдали,
сравнивали и удивлялись ее действиям.
Из всех наук, обширное поле которых
предлагает счастливейшие извлечения
попечению человеческому и пользе
общества, та наука, которая покажет
отношение между Богом, Вселенной и
тобою, исполнить желания небесной души
твоей.
В начало
текста
ОТДЕЛЕНИЕ
VIII
О должности к братьям
1-е
В бесчисленной
толпе существ, населяющих сию
Вселенную, ты признал каменщиков
братьями своими, не забывай никогда,
что всякий Каменщик, какого бы
исповедания Христианского, какой бы
страны, или состояния не был, простирая
тебе десную свою, символ братской
свободности, имеет священные права
человеческого племени, он не жертвует
никогда народным предрассудкам и
священный узел сравнивает здесь все
состояния. Уважай в обществе
гражданском степени, учрежденные или
терпимые Провидением. Часто гордость
оные вымышляла, ей и предоставлено оные
хулить и отвергать. Но берегись вводить
в храмах наших льстивые - отличности,
нами непринимаемые, оставь твои
достоинства и знаки любочестия за
дверями и входи к нам с спутниками
токмо твоими - добродетелями. Какое бы
твое светское звание ни было, уступи в
ложах наших добродетельнейшему,
просвященнейшему.
В начало
текста
2-е
Не стыдись никогда,
при посторонних людях человека низкого
состояния, но честного, которого ты
несколько минут прежде лобызал, как
брата. Орден постыдится тебя в свою
череду и отринет тебя и с твоей
гордостью, да торгуеши ею во светских
непросвещенных позорищах. Ежели брат
твой находится в опасности, лети к нему
на помощь и не страшись за него жизнь
свою пожертвовать. Ежели он в нужде,
излей на него твои сокровища и
возрадуйся, что ты сделал дело толь
усладительное. Ты клялся оказывать
благотворение всем людям вообще, тем
паче обязан ты предпочтением
воздыхающему брату твоему. Ежели он
грешит и заблуждает, иди к нему с
братскими оружиями: чувством, разумом и
убеждением; возвращай добродетели
существа колеблющиеся и воздымай
падших.
В начало
текста
3-е
Ежели сердце твое,
уязвленное истинными и воображаемыми
обидами, начинает питать некую тайную
на брата твоего злобу, то разгони тот же
час воздымающееся облако, избери себе
на помощь кого-нибудь беспристрастного
судью, требуй братского его
посредничества, но не входи никогда во
храмы, не укротя чувства злобы и мщения.
Ты вотще будешь призывать имя
Бесконечного, да благоволил бы Он
обитать в храмах наших, ежели оные не
очищены добродетелями братий и не
освещены согласием.
В начало
текста
ОТДЕЛЕНИЕ
IX
О должности к Ордену
1-е
Когда ты уже
допущен был к соучаствованию в выгодах
Каменщического Общества, то в
возмездие за то жертвуй часть твоей
свободы и так исполни строго
нравственные наложенные на тебя
обязательства. Сообразуй себя его
правилам и почитай тех, коих народная
доверенность поставила хранителями
законоположений и толкователями
всеобщего света. Воля твоя в ордене
покорена воле законов и высших. Ты
будешь дурной брат, ежели не признаешь
сей нужной во всяком обществе
подчиненности, и наше принуждено будет
тебя исключить из своего недра. Паче
всего есть один закон, коего наблюдение
ты обещал перед лицом небес, то есть
закон нерушимой тайны в рассуждении
наших обрядов, законов и образа
принятия. Страшись думать, что сия
клятва менее священна даваемых тобою в
гражданском обществе. Ты был свободен,
когда оную произносил, но уже не
свободен нарушить клятву, тебя
связующую. Бесконечный, коего призывал
ты во свидетели, утвердил оную. Бойся
наказаний, соединенных с
клятвопреступством. Ты не избежишь
никогда казни твоего сердца и лишишься
почтения и доверенности
многочисленного общества, имеющего уже
тогда право объявить тебя вероломным и
бесчестным.
В начало
текста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Братья мои! ежели уроки, орденом тебе
предлагаемые для облегчения пути
истины и счастья, впечатлеют в кроткую
твою душу, готовую к принятию
впечатлений добродетели, ежели
спасительные правила, которые назначат
тебе, так сказать, каждый шаг в
Каменщическом ристалище, сделаются
твоими собственными правилами и
всегдашним вождем твоих деяний, - о,
любезный брат, сколь велика будет наша
радость! Ты исполнишь высокое твое
определение, ты получишь вновь оно
божественное подобие, которое было
долей человека в невинном его
состоянии, которое есть предмет
христианства и цель принятия твоего. Ты
соделаешься любимым творением неба.
Его обильные благословения на тебя
прольются и удостоятся славного титла
всегда мудрого, свободного,
счастливого и твердого, ты шествовать
будешь на земле сей, яко царь,
благодетель сочеловеков и образец
братий.
Аминь!
В
начало текста
|